Чичварина О.Г. Экспериментальный парадокс Евгения Кибрика. Неизвестные аспекты творчества художника / О.Г. Чичварина; вступ. ст. В.П. Сысоева. – М.: ООО «ИТК «СВЕТАЛИНА», 2018. – 576 с.: ил.
Научный труд издан при финансовой поддержке РФФИ (Российского фонда фундаментальных исследований), не для продажи

 

Монография искусствоведа Ольги Чичвариной представляет исследование творчества Е.А. Кибрика – выдающегося художника, иллюстратора, чьё имя по праву вписано в золотой фонд советской книжной и станковой графики. В книге представлены как известные графические листы и иллюстрации, так и множество уникальных экспонатов от ранних работ до произведений последних лет жизни мастера из художественных, исторических музеев и частного собрания Н.П. Николаева. Большая часть творческого наследия Е.А. Кибрика публикуется в данном издании впервые и является исторической находкой и ценным вкладом в летопись искусства графики XX века.

В монографии «Экспериментальный парадокс Евгения Кибрика. Неизвестные аспекты творчества художника» представлены работы «неизвестного» нам Е. А. Кибрика. Почти весь иллюстративный ряд книги строится на практически неизвестном изобразительном материале Кибрика, который до сих пор не был представлен в искусствоведческой литературе широкой общественности. Речь идёт о материалах из запасников художественных и исторических музеев, а также из собрания наследника и правообладателя работ Е. А. Кибрика – Николая Петровича Николаева.
В основном это неизвестные и многочисленные подготовительные работы Кибрика, которые впервые вводятся в научный оборот искусствоведческой литературы. Это позволило выявить эволюцию творчества Е. А. Кибрика, наиболее полно представить широкий спектр вопросов его творческой биографии, часто по-новому, полно и всесторонне охватить все неизвестные аспекты творческого пути мастера. Данная монография показывает многовариантность творчества художника и экспериментальный подход, который во многом оставался неизвестным для широкой аудитории.
Научная новизна заключается в наглядности раскрытия уникального разработанного Кибриком творческого метода иллюстрирования с использованием ключевых аспектов системы К. С. Станиславского, которая имела основополагающее значение. Шаг за шагом раскрывается тайна создания графического образа кибриковских героев. Оригинальность исследования заключается ещё и в том, что никто из предшествующих авторов не акцентировал своё внимание на анализе внешнего сходства прототипов графических образов литературных героев и созданных художником портретов персонажей. Поиску необходимого типажа график посвящал много сил и времени, поскольку именно в реально существующих, а не придуманных фантазией художника людях Е. А. Кибрик находил ту правду и неиссякаемую жизненность характера, которая проявилась как в графических листах иллюстрируемых книг, так и в станковой графике, носящей самостоятельный характер.
Художник тонко чувствовал неповторимое свое-образие места, времени, реального хода истории и выражал своё ощущение через типические человеческие характеры. Серии иллюстраций Е. А. Кибрика стали настоящим открытием советской реалистической книжной графики, в которой раскрылась творческая индивидуальность художника, сложился особый, «кибриковский» мир персонажей со своими характерами и своей судьбой: «Подпоручик Киже», «Падение Кимас-озера», «Тяжёлый дивизион», «Невская повесть», «По следам героя», «Кола Брюньон», «Сказки А. С. Пушкина», «Тиль Уленшпигель», «Уважаемые граждане», «Очарованная душа», «Тарас Бульба», «Героические былины», «Борис Годунов», «Портрет», «Отелло».
В авторском исследовании впервые проведён сравнительный анализ иллюстраций Е. А. Кибрика и выдающихся художников Англии, Франции и Бельгии, Германии и Италии к произведениям Ромена Роллана, Шарля Де Костера, Уильяма Шекспира, на основе изученных уникальных изданий, хранящихся в Национальной библиотеке Франции (BNF, Arsenal), Королевской библиотеке Бельгии, (г. Дамме, Бельгия), Музее искусства и истории Ромена Роллана (г. Кламси, Бургундия, Франция).
Поклонники творчества Е. А. Кибрика привыкли акцентировать внимание на его иллюстрациях, опубликованных в печатных изданиях. Но благодаря широкому спектру исследуемого материала автору представленной монографии удалось проследить за уникальной работой художника с цветом, до сих пор мало известной. Особенно ярко и необычно прозвучали несколько работ мастера с использованием ультрамарина и его оттенков, кобальтовых, лазурно-синих, среди которых живописная картина «Плодородие» (1926) и другие работы филоновского периода, «Порт-рет Веры Кетлинской» (начало 1930-х годов), варианты иллюстраций к рассказам М. М. Зощенко и сказкам А. С. Пушкина, «Портрет И. А. Кибрик».
Экспериментальные иллюстрации с использованием насыщенного красного к «Борису Годунову» и «Тарасу Бульбе», которые так до сих пор и не были опубликованы в книжных изданиях, демонстрируют новое прочтение литературных произведений. Публикация этих работ впервые придаёт особую значимость изданию. Многое из творческого наследия Е. А. Кибрика только сейчас обретёт свою известность.
Поскольку все существующие исследования о творчестве Кибрика охватывают лишь неполный период жизни художника, в данной монографии осуществляется попытка восстановить этот пробел.
Кроме того, в уже вышедших статьях, сборниках и трудах отсутствует множество фактов из жизни художника, без которых трудно понять мир любимого многими поколениями иллюстратора.
Поэтому автор в своём исследовании опирается на материалы Научного архива Российской академии художеств (г. Санкт-Петербург), литературное наследие художника (Е. А. Кибрик. «Работа и мысли художника». – М.: Искусство, 1984. – 256 с.), мемуарные источники (Е. Кибрик. Всегда открытие / вступление В. Кеменова. – Новый мир. – 1980. – Январь), книги (Е. Кибрик. Об искусстве и художниках. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. – 312 с.), доклады, стенограммы выступлений и статьи, многочисленные письма Е. А. Кибрика, а также копии и черновики писем к художнику от его коллег и друзей.
Следует также отметить наибольшую ценность впервые показанных в данном издании неизвестных работ Евгения Кибрика, имеющих часто экспериментальный характер. Парадокс творчества «неизвестного» Е. А. Кибрика поражает своей неожиданностью и противоречием. Ведь экспериментальные работы художника не вошли ни в одно печатное издание и были до сих пор неизвестны общественности. Речь идёт о графических листах из собрания Н. П. Николаева, в которых раскрывается истинный внутренний мир художника.
Насыщенная чередой событий жизнь стала для Е. А. Кибрика беспрестанным преодолением себя в искусстве. Он наполнял иллюстрации жизнью, тем поэтическим содержанием, которое особо ценил в художественном произведении. Мастер книжной графики часто повторял: «Искусство должно быть не для искусства, а для жизни, для человека». Может быть, именно поэтому Е. А. Кибрик принадлежит к тем художникам прошлого века, чьё искусство и по сей день остаётся нашим культурным достоянием.
За последние десятилетия полное отсутствие современных искусствоведческих работ о творчестве Е. А. Кибрика, недостаточная изученность его творческого метода явились главным обоснованием в процессе изучения творчества мастера.
Основополагающее значение в книге приобрели научно-теоретические, методологические, философско-мировоззренческие аспекты, представившие по-новому творчество художника. Важнейшим механизмом решения вопросов художественности в книжной графике является созданный Е. А. Кибриком метод рождения на бумаге точного образа литературного героя. Углублённое изучение периода формирования «художественного языка», «чувства стиля» на основе изучения деталей в иллюстрациях художника выявляет индивидуальную манеру Евгения Кибрика, предпосылки и истоки возникновения творческого метода, системный подход к искусству.
Огромное число работ художника, неизвестных как специалистам, так и широкому кругу почитателей таланта мастера, хранится в музеях и запасниках России, Украины, Грузии, в личных архивах и коллекциях. В Николаевском областном художественном музее им. В. В. Верещагина и Вознесенском художественном музее Е. А. Кибрика находятся 1474 экспоната, из них 1344 графических произведения художника и большое собрание живописи, состоящее из 80 работ, – в г. Вознесенке. В архивах Государственной Третьяковской галереи хранится 641 графический лист и 8 живописных произведений. В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина собрано множество уникальной графики Е. А. Кибрика – 55 экспонатов, печатной графики – 438 экспоната. В Государственном Русском музее хранятся 7 произведений Е. А. Кибрика, созданных в разные годы. В Государственном музее истории Санкт-Петербурга находится редкая, по-своему уникальная живописная картина Е. А. Кибрика «Новый быт (1 Мая)», созданная художником в филоновский период в 1927 году, а также ещё 6 произведений художника (всего 7 экспонатов). В Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова находится большая коллекция рисунков, сделанных Е. А. Кибриком в 1943 году в Сталинграде, и серия автолитографий к повести Н. В. Гоголя «Портрет» – всего 28 экспонатов. В Грузинском национальном музее в г. Тбилиси находится уникальное живописное полотно Е. А. Кибрика филоновского периода – «Плодородие», созданное художником в 1926 году. В личном архиве семьи Кибрик – редкие фотографии и эскизы графика к роману Р. Роллана «Очарованная душа» и к сборнику рассказов М. М. Зощенко «Уважаемые граждане». В собрании правообладателя творческого наследия Е. А. Кибрика – Николая Петровича Николаева хранятся более 2000 уникальных произведений художника.

Чичварина О.Г. Учитель и ученики. Вспоминая Е. А. Кибрика.  – М.: ООО «ИТК «СВЕТАЛИНА», 2020. – 304 с.: ил.


При финансовой поддержке РФФИ издан научно-популярный труд искусствоведа О.Г. Чичвариной "Учитель и ученики. Вспоминая Е.А. Кибрика" (не для продажи). Книга поступила в фонды 176  библиотек  по всей России.

Научно-популярный труд искусствоведа Ольги Георгиевны Чичвариной представляет уникальный сборник воспоминаний о выдающемся деятеле культуры и педагоге России Евгении Адольфовиче Кибрике, подготовившем плеяду учеников, фактически создавшем школу графического искусства. Книга стала результатом многолетнего труда по сбору исторического материала, а также многочисленных встреч и интервью с народными, заслуженными и выдающимися художниками России – учениками мастера графики XX века.

В издание вошли воспоминания членов семьи (Веры Казимировны Кетлинской, Лидии Яковлевны Тимошенко, Александра Евгеньевича Кибрика, Нины Кибрик, Ирины Александровны Кибрик), коллег и друзей художника (Д. А. Шмаринова, О. Г. Верейского, Е. Е. Моисеенко, Ю. Я. Халаминского), 22 учеников Е. А. Кибрика и их графические, живописные произведения, созданные в период обучения у мастера и спустя десятилетия. Теоретический труд Е. А. Кибрика о методике преподавания композиции, раскрывающий особенности педагогических принципов мастера, дополнен редчайшими архивными фотографиями из экспозиции Вознесенского художественного музея Е. А. Кибрика. Статья сотрудников одноимённого музея, в дар которого И. А. Кибрик было передано огромное собрание живописи и графики художника, становится завершающим аккордом научно-популярного издания, воссоздающего объективную картину ушедшей эпохи изобразительного искусства 1920–1970-х годов.

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ. / ЧИЧВАРИНА О.Г.  ИДЕОЛОГИЯ ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ КАК ДИАЛОГ МЕЖДУ ХУДОЖНИКОМ И ПИСАТЕЛЕМ. ПАРАДИГМА ТВОРЧЕСТВА П.М. БОКЛЕВСКОГО, Д.А. ШМАРИНОВА, И.С. ГЛАЗУНОВА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ. М.: 2021. 

 

 

Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции «Творческое наследие Ф.М. Достоевского в изобразительном искусстве.